Астрахань - не только рыба!
Астрахань - не только рыба. Даже в сезон жареной воблы и щучьей икры. "Перекресток Христа, Будды и Магомеда" - именно так называл родной город Велимир Хлебников. Львиная доля людей дальше рыбалки и Кремля здесь ничего не видят. Меж тем, во всей России не сыскать города с ещё большим наслоением культурных колоритов.
Десятки веков их везли сюда по морям и реками со всех концов планеты. Начиная ещё с города-прадеда Астрахани - хазарской столицы Итиль (останки которой археологи копают километрах в ста к югу и востоку отсюда то ли в местечке Самосделка, то ли в городище Семибугры). "Синагоги, мечети, церкви, огромные базары, полные дешёвой баранины, разнообразной рыбы, прекрасных арбузов. .. на 8-10 км. вдоль левого берега и на прекрасном зелёном острове в пойме" - эта характеристика Львом Гумилевым Итиля - "один в один" для нынешней Астрахани. Разве что наличие на рынках "детей обоих полов, продаваемых в рабство, обилия кораблей, спускающихся по Волге, и караванов, подходящих к городу с востока на запад" - из описания стоит вычеркнуть.
Следующую тысячу лет "дед Астрахани - ордынская столица Сарай-Бату и мать - Хаджи-Тархан - взятая в 1558 году русским войском правобережная столица Астраханского ханства - были такими же. Иван Грозный перенес город вновь на левый берег Волги, отстроил его с "нуля" и пытался сделать русским, но Астрахань сохранила свой мультикультурный характер.
Вплоть до XIX века мусульманам запрещали селиться в центре - Кремле и Белом городе, зато на южной окраине за Варвациевым каналом возникла Махалля - пояс иноязычных слобод, живущих и поныне. Тут вам не только Татарская, Армянская и Персидская слободы, но также диковинная Агрыжанская и даже Безродная. Агрыжанами в старину называли индийцев, ибо жили здесь больше выходцы из Пенджаба, часто из Агры. А в Безродной слободе селилась всякая беднота "без роду-без племени" - и без защиты своих единоверцев.
Позже Астрахань наполнили также кочевые народы, имевшие царскую автономию в степях к западу от Волги (монголы-калмыки) и к востоку (киргиз-кайсаки, то есть казахи, а также ногайцы). Первые были ревнителями Будды, вторые - Магомета. Столицей калмыков был Калмыкский базар на противоположном берегу Волги и чуть севернее Астраханского Кремля (ныне уже в черте города). Стан казахов был в нынешнем селе Малый Арал (где сохранился мавзолей Букей-Хана), а их "местом силы" осталось село Алтынжар в дельте Волги с музеем казахского поэта и "Робингуда" Курбан-Газы. В советское и постсоветское время в Астрахань потекли выходцы с Кавказа и Средней Азии... В общем, порталом из Азии в Европу и наоборот - Астрахань остаётся. Это уже не слоеный пирог, а мульти-конфо-этничный фреш.
Вот начнём прямо с Кре мля. Главный храм города - Успенский собор (1699-1710) - завершает строительство великих Успенских соборов в России. В декоре этого православного храма сразу считываются какие-то восточные мотивы, а завитки над окнами - отъявленно венецианские. Хоть строивший его крепостной зодчий в Италии не бывал, но итальянцев в Астрахани в XVIII веке было много. Да и вполне тянет Астрахань на восточную Венецию - по обилию протоков и каналов она побьет Питер, а то и Пошехонье.
Чуть позже итальянцы (а вернее - капуцины) построили здесь
костел - тоже Успенский. И вроде бы это самый старый католический собор в России. Внешне чем-то напоминает храмы Беларуси и Литвы, а алтарь на православный манер обращен на восток.
А вот в Безродной слободе Астрахани (куда стекался с округи и селился неимущий люд) постоили православный храм Иоанна Златоуста, со стен которого на нас глядят вполне римскоподобные барельефы-Мадонны.
Мечети Астрахани, напротив, пахнут Европой. Вот самая старая Белая мечеть (1810) - вполне себе русский классицизм, только башенка-минарет поуже колокольни.
А Казанская (Красная) мечеть (1895) - далеко ли ушла от краснокирпичной неорусской архитектуры? Вспомните Исторический музей в Москве и сравните:
Архитектурным стилем астраханский интернационал не ограничивается. Вот у Благовещенского монастыря установили на деньги Республики Казахстан памятник Курмангазы Сагырбаеву - поэту, музыканту-домбристу и "совести" казахского народа.
А прямо напротив - армянский сквер, где когда-то стояла григорианская церковь, а теперь - памятный знак Хачкар - армянский архитектурный памятник, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста.
Исторический армянский квартал врезается в Астрахани прямо в мусульманскую Махаллю. Тут же - дом армянских сладостей и храм святой Репсиме - римской мученицы, принесшей в Армению христиантсво.
А рядом - осколок настоящей неметчины: деревянный дом пастора и каменная кирха, переделанная в жилой дом. Вот портик храмовый еще сохранился, а балкончики с бельём - приютились у алтарной апсиды. Кстати, именно в этом доме жил оскароносный режиссер Владимир Меньшов, Москва которого слезам не верит.
Владимирский кафедральный собор строился на месте татарского кладбища и на деньги, собранные с мусульман. Да ещё и памятник Крестителю Руси они тут же выстроили. Что сказать - астраханская веротерпимость и религиозная взаимопомощь.
В плане межнациональной дружбы примечательно появление на одном пятачке в центре Астрахани трех торговых подворий - Индийского, Армянского и Персидского. Они не соперничали между собой, а работали как один "мега-молл" или караван-сарай. Кстати, и хозяин-застройщик у них был один - персидский купец Аджи Усейнов. На первом этаже торговали, а выше - гостиница. Теперь там жилье. Снаружи - классические "европейские" дома, внутри - весь колорит восточного "атриума", дополненный ароматом живой советской коммуналки и "одесского" двора. И этом вся Астрахань!