Войти
Меню

Астрахань - не только рыба!

2021-05-04

Астрахань - не только рыба. Даже в сезон жареной воблы и щучьей икры.  "Перекресток Христа, Будды и Магомеда" - именно так называл родной город Велимир Хлебников. Львиная доля людей дальше рыбалки и Кремля здесь ничего не видят. Меж тем, во всей России  не сыскать города с ещё большим наслоением культурных колоритов.

Десятки веков их везли сюда по морям и реками  со всех концов планеты. Начиная ещё с города-прадеда Астрахани - хазарской  столицы Итиль (останки которой археологи копают километрах в ста к югу и востоку отсюда то ли в местечке Самосделка, то ли в городище Семибугры). "Синагоги, мечети, церкви, огромные базары, полные дешёвой баранины, разнообразной рыбы, прекрасных арбузов. .. на 8-10 км. вдоль левого берега и на прекрасном зелёном острове в пойме" - эта характеристика Львом Гумилевым Итиля - "один в один" для нынешней Астрахани. Разве что наличие на рынках  "детей обоих полов, продаваемых в рабство, обилия кораблей, спускающихся по Волге, и караванов, подходящих к городу с востока на запад" - из описания стоит вычеркнуть. 

Следующую тысячу лет "дед Астрахани - ордынская столица Сарай-Бату и мать - Хаджи-Тархан - взятая в 1558 году русским войском правобережная  столица Астраханского ханства - были такими же. Иван Грозный перенес город вновь  на левый берег Волги, отстроил его с "нуля" и пытался сделать русским, но Астрахань сохранила  свой мультикультурный характер. 

Вплоть до XIX века мусульманам запрещали селиться в центре - Кремле и Белом городе, зато на южной окраине за Варвациевым каналом возникла Махалля - пояс иноязычных слобод, живущих и поныне. Тут вам не только Татарская, Армянская и Персидская слободы, но также диковинная  Агрыжанская и даже Безродная. Агрыжанами в старину называли индийцев, ибо жили здесь больше выходцы из Пенджаба, часто из Агры. А в Безродной слободе селилась всякая беднота "без роду-без племени" - и без защиты своих единоверцев. 

Позже  Астрахань наполнили также кочевые народы, имевшие царскую автономию в степях к западу от Волги (монголы-калмыки) и к востоку (киргиз-кайсаки, то есть казахи, а также ногайцы). Первые были ревнителями Будды, вторые - Магомета. Столицей калмыков был Калмыкский базар на противоположном берегу Волги и  чуть севернее Астраханского Кремля (ныне уже в черте города). Стан казахов был  в нынешнем селе Малый Арал (где сохранился мавзолей Букей-Хана), а их  "местом силы"  осталось село Алтынжар в дельте Волги с музеем казахского поэта и "Робингуда" Курбан-Газы. В советское и постсоветское время в  Астрахань потекли выходцы с Кавказа и Средней Азии... В общем, порталом из Азии в Европу и наоборот - Астрахань остаётся. Это уже не слоеный пирог, а мульти-конфо-этничный фреш. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот начнём прямо с Кре мля. Главный храм города - Успенский собор (1699-1710) - завершает строительство великих Успенских соборов в России. В декоре этого  православного храма сразу считываются какие-то восточные мотивы, а завитки над окнами - отъявленно венецианские.  Хоть строивший его крепостной зодчий в Италии не бывал, но итальянцев в Астрахани в XVIII веке было много. Да и вполне тянет Астрахань на восточную Венецию - по обилию протоков и  каналов она побьет Питер, а то и Пошехонье.

 

Чуть позже итальянцы (а вернее - капуцины) построили здесь 
костел - тоже Успенский. И вроде бы  это самый старый католический собор в России. Внешне  чем-то напоминает храмы Беларуси и Литвы, а алтарь на православный манер обращен на восток. 

 

А вот в Безродной слободе Астрахани (куда стекался с округи и селился неимущий люд) постоили православный  храм Иоанна Златоуста, со стен которого на нас глядят вполне римскоподобные барельефы-Мадонны.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Мечети Астрахани, напротив,  пахнут Европой. Вот самая старая Белая мечеть (1810) - вполне себе русский классицизм, только башенка-минарет поуже колокольни. 

 

А Казанская (Красная) мечеть (1895) - далеко ли ушла от краснокирпичной неорусской  архитектуры? Вспомните Исторический музей в Москве и сравните: 

  

 

Архитектурным стилем астраханский интернационал не ограничивается. Вот у Благовещенского монастыря установили на деньги Республики Казахстан памятник Курмангазы Сагырбаеву - поэту, музыканту-домбристу и "совести" казахского народа. 

 

А прямо напротив - армянский сквер, где когда-то стояла григорианская церковь, а теперь -  памятный знак Хачкар - армянский архитектурный памятник, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста.

Исторический армянский квартал врезается в Астрахани прямо в мусульманскую Махаллю. Тут же - дом армянских сладостей и храм святой Репсиме - римской мученицы, принесшей в Армению христиантсво. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А рядом - осколок настоящей неметчины: деревянный дом пастора и каменная кирха, переделанная в жилой дом. Вот портик храмовый еще сохранился, а балкончики с бельём - приютились у алтарной апсиды. Кстати, именно в этом доме жил оскароносный режиссер Владимир Меньшов, Москва которого слезам не верит. 

   

 

Владимирский кафедральный собор строился на месте татарского кладбища и на деньги, собранные с мусульман. Да ещё и памятник Крестителю Руси они тут же выстроили. Что сказать - астраханская веротерпимость и религиозная взаимопомощь. 

 

В плане межнациональной дружбы примечательно появление на одном пятачке в центре Астрахани трех торговых подворий - Индийского, Армянского и  Персидского. Они не соперничали между собой, а работали как один "мега-молл" или караван-сарай.  Кстати, и хозяин-застройщик у них был один - персидский купец Аджи Усейнов. На первом этаже торговали, а выше - гостиница. Теперь там жилье. Снаружи - классические "европейские" дома, внутри - весь  колорит восточного "атриума", дополненный ароматом живой советской коммуналки и "одесского" двора. И этом вся Астрахань!  

Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru