От гуннов до нетленного тела Хамба-Ламы. Тысяча лет по Иволгинскому тракту
Провинциальные зарисовки Андрея Максимова по следам экспедиции “Дальневосточный экспресс”. Часть вторая. Погружение.
Экспедиция «Дальневосточный экспресс» платформы живоенаследие.рф стартовала в Бурятии. Уровень информированности об этих местах таков, что нередко можно встретить человека, перепутавшего их с Якутией и с трудом находящего обе республики на карте. Меж тем земли к востоку от Байкала тысячелетиями были перекрестком культур, а следы разных выдающихся цивилизаций проступают здесь через путешествие как картинка на фотобумаге. Вся Бурятия - чуть больше Германии и чуть меньше Японии. Но даже на 30 километрах Иволгинской дороги можно увидеть «многослойный пирог» достояния человечества.
Прежде всех, это была земля хунну - одного из ключевых народов Азии, воспетых Львом Гумилевым, часть которого позже ушла на запад и стала известна европейцам под именем гуннов. Союз племен хунну сложился примерно в 4 веке до нашей эры, включал людей как монголоидной, так и белой расы, и охватил территории современной Монголии, северного Китая, часть Средней Азии и юга Сибири (юг Бурятии, Тувы и Алтая).
На территории нынешней Бурятии располагались десятки хуннских городов, некоторые из которых тут раскопаны, а у Иволгинского городища в нескольких километрах от Улан-Удэ даже запущен проект по восстановлению Города гуннов (Хунну-Хото) - таким, каким его хочется увидеть нынешнему туристу - с домами, мастер-классами, едой и аттракционами.
Пока же, путешествуя по Бурятии, можно заехать на некоторые раскопанные хуннские курганы, а в Музее истории Республики посмотреть на то, что из них выкопано. Вот, например, древняя пароварка - буузами или мантами лакомились еще хунну?. А вот серебряные пластины с фигурами разной живности. В учебниках мы видели нечто подобное под именем «золота скифов» - именно скифскую культуру хунну взяли за образец для подражания. Ну и, конечно, подстилка с вырезанными из металла «цветочками клевера» - такие же цветочки проходят через века и в бурятском творчестве (вплоть до нашего времени).
Бурятское наследие разбросано по всем сторонам от Байкала. Ранние артефакты приписывают аж временам Чингисхана, который по матери, как считается, был бурятом. Впрочем, явных этнических различий между бурятами и монголами найти порой бывает трудно. Каждый из двух народов включает несколько «племен», отличающихся друг от друга диалектом и происхождением. А вот государственная граница разделила бурятов и монголов не только административно, но и характером. «Монголы более независимые по натуре и боевые, чуть больше соответствуют образу кочевых воинов. Буряты выглядят скорее буддистами - они слушают судьбу и смиряются с ее начертаниями», - говорит экскурсовод Аржан, владеющий собственной турфирмой и ежедневно встречающий в Республике десятки и сотни иностранцев и россиян.
Правда, и буряты Монгольскую империю считают частью своей истории и к Чингисхану относятся с пиететом. То тут, то там в Бурятии можно встретить места, куда по легендам ступали ноги великих полководцев. Для наиболее впечатляющего такого места местные гиды подбирают название «Ставка Чингисхана» или «Плато Чингисхана». Плавно поднявшись на небольшую сопку, вдруг оказываешься у головокружительного обрыва, за которым - огромное поле ровной низины. Предание гласит, что на «столе» (или плато) Чингисхан расположил свою ставку, откуда тьмы и тьмы его войска были так хорошо видны. И сейчас тут хочется осесть над обрывом, провести ночь и взирать на бескрайнее поле. А еще бы тысячу терракотовых воинов расположить там внизу…
Но нет, дальше по курсу главный религиозный символ Бурятии - Иволгинский дацан. Вопреки расхожему мнению, этот буддийский монастырь - не самый старый в Республике. Он появился только в 1945м, когда возрождение буддизма совпало с готовностью советской власти вновь признавать и принимать традиционные религии.
Главным центром российского буддизма дацан стал еще позже, как бы приближаясь с юга к Улан-Удэ (ранее центральным был дацан в окрестностях Кяхты, а потом Тамчинский дацан в Гусиноозерске).
Кстати, и сам-то буддизм оказался на бурятской земле не таким древним. Он проникал сюда с XVI-XVII веков, но только в 1731 году появились первые дуганы (храмы), а уже в 1741 году, когда буддисты присягнули на верность российскому императору, буддизм был официально признан и даже поддержан Елизаветой Петровной - в противовес шаманизму, еще долго живущему в народной среде. Буддизм вобрал в себя шаманистские обряды, ассимилировал их. Например, буряты верят, что у каждой местности есть дух-хозяин (сабдак), и для почитания его строят Обо - крепость-пирамидку из камней. И такие «обо» разбросаны по Бурятии вперемешку с традиционными буддийскими ступами-реликвариями (субурганами). Но ранне-советские бурятские картины в республиканском художественном музее имени Ц.Сампилова говорят о борьбе с шаманизмом даже в 20-х годах XX века (на одной изображен шаманский праздник «Тайлаган», другая и вовсе названа «Шаман не лечит, а калечит»).
Можно сказать, что подлинная буддийская культура здесь окрепла только в XX веке, в том числе стараниями Даши-Доржо Итигэлова. Будучи Пандито Хамбо-ламой (главой буддистов России) в 1911-1917 годах, после прихода советской власти (которой он, в отличие от императора, не присягал), Итигэлов ушел с должности и удалился для молитвы, а 15 июня 1927 года ушел в нирвану, был погружен в саркофаг и засыпан солью. Через 75 лет, согласно завещанию, его достали из гроба и обнаружили нетленное тело. Исследования показали, что все органы хамбу-ламы в порядке, фиксируется температура от 29 до 32 градусов и легкое дыхание. Сидящее в Иволгинском дацане посреди галереи ботхисатв, в окружении Зеленой тары и Белой тары, нетленное тело ламы Итигэлова принимает посетителей со всего мира со своими прошениями, и когда их много - потеет. А монахи дацана оберегают его, а гостям ламы вручают хадак - сложенный вдвое платок-талисман. Говорят, что получивший его здесь будет храним высшими силами - и даже от коронавируса умереть не может…