Пошехонье
Продолжая экспедицию "Творческая глубинка" платформы Живое наследие: локальные культурные бренды России двигаемся в места, кажущиеся настоящим захолустьем. Многие думают, что здесь и люди уже толком не живут, а деревни быльем поросли. Двигаясь по стране, мы утверждаем: во многие места творческая активность вдыхает новую жизнь. И первым по пути идёт Пошехонье. - рассказывает Андрей Максимов
Пошехонский сыр ели все, некоторые даже читали пошехонские рассказы Салтыкова-Щедрина. А вот на карте мало кто найдёт загадочный град Пошехонье. Меж тем, это целая сторона (почти страна). Есть пошехонский язык, шутки, сказки, характер, кухня... "У нас не так, как у вас" - девиз местных жителей.
Пошехонская сторона (так называли местность по реке Шексне (Шехоне) - от Рыбинска до Белого озера) во все времена была символом глухомани, захолустья, периферии. Именно здесь заканчивались территории Киевской Руси. Да и в фино-угорском мире это была окраина сразу для двух народов - меря и весь (чудь заволокская). Весь жила севернее (где Череповесь и Весьегонск). А меря - южнее. Притом здесь до сих пор хранят мерянскую идентичность. Есть свои слова - "кока" (крестный) "дюдя" (поросёнок), "бал/бол"(деревня). Есть свой говор - "ёкание" и переходная буква "у/о". Даже местная гостиница/турбаза зовётся "Чудной двор", а расставленные в ней фигурки отсылают как чудачествам пошехонов, так и к мифологии чуди заволокской.
Готовность смеяться над собой - здесь в крови. Пошехоны сами себя себя представляют эдакими провинциальными чудаками-простаками. Вот стоит в центре Троицкая колокольня - символ города, 73 местра - одна из самых высоких в России. И тут же легенда: якобы пошехоны выковали слишком большой язык для колокола, пришлось под него подстраивать колокол, а под колокол - и здание новое строить из-за недочёта людей.
В музее, кстате, можно померить костюмчики пошехонов - тоже весьма "прикольные".
"Чудачества" пошехонов собрал в XVIII веке фольклорист Василий Березайский, а затем подхватил Салтыкова-Щедрин и родил мощный обобщенный образ осталой глухомани "Пошехонская старина". И сегодня, когда попадаешь сюда - испытываешь странные чувства. Местные не стесняются, а скорее подчёркивают свою "захолустность": у нас разбитые дороги, рушатся памятники культурного наследия. Вот в селах заброшены храмы-корабли (которые поспорят с тотемскими) - в селе Николо-Раменье с потрясающей 7-ярусной колокольней, в селе Белом церковь Воскресенья Словущего - главный родовой храм князей Белосельских-Белозерских, построивших великолепный дворец в Петербурге. В выходные дни в Пошехонье не работают кафе, закрыта часть магазинов (спроса нет!), улицы безлюдны и наслаждение тишиной - главный местный аттракцион.
Но творческая активность тут бьет ключем. "Моего мужа направили служить в Гаютино, далеко, жителей осталось здесь немного. А мне чем заняться? Человек-то я активный, сидеть без дела не могу. Устроили на четверть ставки в клуб. Ну и начала я расписывать деревянную посуду в местной манере - "зеленый мох на коасной клюкве. И возродили роспись из пепла" - рассказывает матушка, жена сельского священника. Сегодня гаютинская роспись шагает по городу и миру, привлекая необычайной яркостью красного цвета. На маленьких цветочках считываются не только солнышки, но и образы человека с нимбом и распростертыми руками. Видимо, без христианских образов здесь не обошлось.
Местная сказочница Елена Нартова ведет "пошехонские" темы в традициях русской литературы. А ещё гастрономией увлекается. Вот прославила она пошехонский открытый пирог "Намазенька" в поэме. Слушается как сказка Пушкина, а особенно в прикуску. Намазеньку с яйцом можно дополнить пирогом с малиной, а ещё и ратафьей запить. Елена Юрьевна ее на разных ягодах настаивает, возрождая старинный рецепт.
Жаль, сыр в Пошехонье перестали производить. Да и вообще такой сыр, как Авдиенко и Каменская делали - никто больше не варит в стране - сокрушается смотритель местного музея, указывая на портреты советских технологов.
Но Любовь Бородулина, отвечающая за туризм в районной администрации, мечтает устроить дворец сыра прямо напротив местного музея, в ветхом домике, где жил его изобретатель. Кто б ещё ресурсы на это выделил или нашёл? Сыроделы, откликнитесь!
Но, не сыром единым живо Пошехонье. Здесь пекут тортики и пряники "Влюбленный пекарь" (удивительный состав: яйцо-молоко-мука-сахар. Всё!!!), делают мармелад.
Работающих предприятий ща рамками пищевки почти не осталось. Зато расцветает "социалка". В ДК здесь работает народный театр, где есть режиссер, но жители-актеры. В библиотеке современным залам соседствуют не только "пошехонская горница" с печкой и зал краеведения, но и аппарат для изготовления мультфильмов (это вам не банальный 3d-принтер!). На 5 тыс жителей работает кинотеатр и даже советский парк аттракционов. В музее стоят чуть не единственные в стране концертные гусли и рождаются мечты о гусляном фестивале.
В общем, аж с екатерининских времен Пошехонье держит высокий статус города. Городская планировка здесь удивительно сохранна в первоначальном виде. Центральная площадь-"ладошка" с отходящими 5 лучами. И полукруги вокруг площади.
Абсолютная симметрия. Можно приглашать молодых архитектуров учиться делать чертежи). Пошехонье - город 5 рек и 7 мостов. Сога, Согожа, Шельша, Пертомка, Троицкий ручей - по воде здесь можно обходить город. Когда называют именно этот город "северной Венецией" - не шутят.
Горсреда пока, правда, подкачивает. Но нынешняя "разрытость" города - вселяет скорее надежду, чем скорбь. Через 2 года грант конкурса горсреды малых городов должен изменить облик центра. А пока глаз цепляет здесь "богатый" памятник Ленину из красного гранита. Это самый свежий - "перестроечный" памятник, выбитый для города старанмями В.Терешковой. И заслуженно. Говорят, Пошехонье - вторая родина Ленина. В смысле, имя лидера мирового пролетариата пошло от пошехонского помещика Николая Егоровича Ленина, с паспортом которого скрывался Ульянов.
Ну а ещё из Пошехонья пошли коворкинги. Встречи в деревне Коворкино Пошехонского уезда...