Про озеро Светлояр и Китеж-град
Андрей Максимов неожиданно попал на озеро Светлояр, в воды которого славный град Китеж канул, как в Лету...
Заволжская (северная) часть Нижегородской области - это тебе не обжитой центр или юг региона. Здесь до сих пор едешь 120 км от Нижнего через леса непролазные и томно ждёшь следующей деревни - а её все нет... В старину это была вотчина лесных людей - луговых мари. Сколько их тут пряталось по лесам, неизвестно - но одна река здесь назвалась Люндой - безлюдной, а другая Линдой - многолюдной. А в XVII веке сюда побежали от Никона старообрядцы, осевшие вдоль реки Керженец. Сегодня здесь поредели ряды и последних язычников Европы, и ревнителей старой веры - но леса сохранили тайну. И озеро с тайной внутри.
По преданию, основал здесь Георгий Всеволодович - последний домонгольский русский князь, погибший в сражении с Батыем - град Великий Китеж. Место это издревле слыло светлым и святым, и город наполнился монастырями и храмами златоглавыми. И хотели монгольские полчища взять город сей, но скрылся он от них под водами озера Светлый яр.
С тех пор слывет озеро Светлояр как место силы и мистики. Говорят, на рассвете в дымке тумана над озером можно разглядеть контуры славного Китежа. А в дневных облаках - сонм ангелов часто разглядывают на фото. Поэтому поездка сюда на подкорке воспринимается как поход сталкеров в зону. Взгляд схватывает безмятежных купальщиков на бережку, девственные кувшинки на водной глади и заросли папоротника по ее краям. А подсознание возносится над ними и чует какие-то параллельные миры.
Вот холмы взбираются вверх над озером то там, то тут - и это не простые холмы, а Благовещенский, Успенский... У каждого холма - поклонный крест, каждый холм - природная "часовня". Идем мы вокруг озера - говорят, круговой ход (1,3 км) исполняет одно, самое светлое и заветное желание. Наш сталкерский отряд то и дело скатывается на фотографирование сиреневых полей люпинов вдоль пути. Но ведущий нас Алексей Гроза (директор природного парка "Воскресенское Поветлужье" ) вкрадчивым голосом церковного старосты нашептывает - "Ты лучше помолись... Сосредоточься!.. Успеются ещё твои цветы... Озеро - это природный храм, и мы здесь прихожане".
Меж тем на очередном холме высится деревянная церковь. Храм колоритный, без гвоздей, хоть и новодельный. Из него по субботам в 12 ходит настоящий крестный ход вокруг озера - это вам не наш скромный обход. Тетушка в церкви на свечках возмущается нашему приезду: "Ну вот и что вы сюда заехали на 15 минут, какой прок? Ради озера? А вы знаете, в чем его ценность? Вот у нас икона в храме, какой нигде в мире нет - подводит ближе к алтарю. Всевидящее око Господне! Это единственная икона, к которой нет молитвы. У церковного начальства эта икона под запретом - а у нас она есть! И будет! И она проложит вам путь!". Вот вроде и не старообрядческий храм, а с верой особенной. На Озере у всего есть параллельные жизни и смыслы...
Поток людей на Озеро не прекращался никогда. Как и его творческое отражение, прочувствование и осмысление. То керженские старообрядцы здесь находили оплот и пристанище, то Римский-Корсаков оперу писал, то Рерих - картину... Лет 30 идет обсуждение создания здесь особо охраняемой природной территории - но против люди. Ведь тогда въезд платным будет, а доступ к Озеру - народное достояние. Зато лет 6 назад появилась особая организация - муниципальный природный парк "Воскресенское Поветлужье", а ещё раньше - музей-заповедник в соседнем селе Владимирском.
Владимирскому храму, давшему название селу - 255 лет, он на год старше своего собрата из Кижей. И стоит синий красавец - будто вчера открыт, хотя это едва ли не старейший действующий деревянный храм в России. А немного пройти по селу - и находим музей с незамысловатым названием "Китеж". Здесь о затонувшем граде всё - от картин и фото до быта времен старообрядческих.
Ветлужская земля - а это целый мир по берегам Ветлуги в 3-х российских регионах- оказалась богата и на вкусы, и на промыслы. Вот особая ветлужская роспись на старых прялках - большие красные цветы на темных фонах. Вот - невероятный "живой" пирог, которым угощают в местных избах. Эдакая нежнейшая ватружка с луком и с рыбными дольками наверху - поражает локальным колоритом. "А что это за "ветлужкий рыбник" свой у вас?" - спрашиваю хозяйку. "Да это же самый обычный наш русский рыбный пирог! ". "Никогда не пробовали!" - дружно вскрикивают гости.
Ну и светлоярская керамика - живое ремесло, бурно развивающееся со своим собственным музеем "Град Светлый".Экспозиция здесь формально разделена на залы славянской мифологии и православной веры. На входе - набор редких книжек типа "Гиперборея - вера русов" и керамический триптих "Легенда о граде Китеже", в которогом сразу прожигает душу левая "светлоярская троица" из гуляра и двух ангелов. Ну а дальше в залах - раздолье с древами жизни, птицами Сва, картинами с золочеными куполами, Богородицами и святыми в солнцеворотах сказочных зверей и птиц.
Мифы древних славян и православные мотивы здесь слились воедино с поисками жизненных смыслов и, кажется, походом на Алтай, перекличка с котором чувствуется кожей. "Мы постоянно на связи с Усть-Коксой, ездим друг к другу, на их святое Беловодье тоже. А они к нам на наше Озеро Светлое Святое" - говорит женщина, возродившая эту керамику, которую почему-то хочется назвать матушкой-настоятельницей... - "Но вот кристаллическую керамику им не удалось создать, только нам! ".
И дальше ведет нас в зал с сосудами-картинами, в которых нагретые в печи до 1300 градусов кристаллы дали немыслимые узоры капель, цветов и фигур. "Тут особая печка нужна и огромная температура - таких почти ни у кого нет и мы рисковали, пробовали. А вот первый кувшин из печи вышел - и сразу с кристаллическими образами на стенах. Вот посмотрите - ведь это святые с лицами и нимбами стоят! И мы тогда поняли - надо жить и двигаться дальше."...
Так кто сказал, что славный город Китеж канул в Лету?
Благодарим Андрея Феткулина за предоставленное им заглавное фото.